В этот четверг в российский прокат выходит «Август» — одна из самых ожидаемых военных картин года. Звездный состав во главе с Сергеем Безруковым и Никитой Кологривым, мощная поддержка «Первого канала» и «Фонда кино». Но за глянцевым постером скрывается история, полная драмы, провалов и почти мистического противостояния. «Август» — это не просто фильм. Это четвертая, самая амбициозная попытка штурма одной из самых неприступных крепостей в русской литературе — романа Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)».
Предыдущие три попытки закончились либо катастрофой, либо громким скандалом. Этот роман, кажется, обладает собственной волей. Он сломал карьеру одному режиссеру, заставил автора отказаться от собственного детища и превратил успешный сериал в «кинофанфик». Сможет ли новая команда наконец-то снять проклятие? Чтобы понять масштаб вызова, нужно вернуться к истокам — к самому тексту, который оказался ловушкой для всех, кто пытался его укротить.
Литературный монстр. Почему роман так сложно экранизировать?
На первый взгляд, «Момент истины» — идеальный материал для кино. Динамичный сюжет, напряженный детектив, яркие герои. Группа контрразведчиков СМЕРШ во главе с капитаном Алёхиным ищет в тылу на территории Белоруссии неуловимую группу немецких агентов, от успеха операции зависит судьба стратегического наступления. Что может быть кинематографичнее? Но дьявол, как всегда, в деталях.
Роман Богомолова — это не просто военный боевик. Это сложнейшая, многослойная конструкция, которую критик Дмитрий Быков идеально разложил на три уровня:
-
Документы: Приказы, шифрограммы, рапорты, сводки. Часть из них — подлинные, часть — гениальная стилизация. Они создают эффект полного погружения, документальной хроники.
-
Нейтральное повествование: Сухой, деловитый, почти безэмоциональный авторский текст. Никакой патетики, только факты и действия.
-
Внутренние монологи: Поток сознания героев в духе Джеймса Джойса. Мысли, страхи, расчеты, обрывки воспоминаний. Именно здесь раскрываются характеры.
Перенести на экран эту структуру, не потеряв ничего, — почти невыполнимая задача. Убери документы — потеряешь достоверность. Убери внутренние монологи — получишь плоский боевик. А ведь есть еще и уникальный профессиональный жаргон («качание маятника», «стрельба по-македонски»), который сам Богомолов с боем отстаивал как подлинный. Любой режиссер, прикасаясь к этому тексту, оказывается перед выбором: либо снимать дословно и получить скучную лекцию, либо адаптировать и навлечь на себя гнев миллионов читателей и призрак самого автора.
Первая жертва. Потерянный фильм Жалакявичюса (1975)
Первым на минное поле ступил великий литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс, автор шедевра «Никто не хотел умирать». Казалось, кто, если не он? Но с самого начала все пошло не так. Богомолов, ознакомившись со сценарием, пришел в ярость. Конфликт был тотальным.
Жалакявичюс видел эту историю как вестерн, как битву крутых парней. Его герои, по словам самого Богомолова, «выглядят уголовниками», «играют под американских ковбоев из „Великолепной семёрки“». Режиссер заставлял актеров не бриться, ходить с расстегнутыми гимнастерками. Богомолов, для которого форма и устав были святыней, заваливал «Мосфильм» гневными письмами, требуя прекратить производство.
Трагическая точка была поставлена смертью актера Бронюса Бабкаускаса, игравшего генерала Егорова. Картину остановили. Когда руководство «Мосфильма» отсмотрело материал, реакция была однозначной: «Витас, это же не офицеры, а парни с гауптвахты!». Даже Сергей Бондарчук и Борис Васильев дали разгромные рецензии. В итоге Богомолов подал в суд, и производство было официально закрыто. Отснятый материал, который Сергей Шакуров (исполнитель роли Алёхина) называл своей лучшей работой, со временем был уничтожен. Проклятие начало действовать.
Народный хит и авторский приговор. Фильм Пташука (2000)
Вторая попытка состоялась лишь четверть века спустя. Белорусский режиссер Михаил Пташук снял фильм, который стал настоящим хитом. Евгений Миронов (Алёхин), Владислав Галкин (Таманцев), Юрий Колокольников (Блинов) — блестящий каст. Фильм получил рекордные рейтинги на ТВ и до сих пор любим зрителями. Казалось бы, победа?
Но только не для Владимира Богомолова. Он не просто раскритиковал фильм — он его уничтожил. Автор отказался от упоминания своего имени в титрах и опубликовал разгромную статью. Его вердикт был беспощаден: «примитивный боевичок», «персонажи лишились психологических характеристик», «ушёл мыслительный процесс», «бессмыслие и непродуманные импровизации режиссёра». По его словам, продюсеры в погоне за экономией вырезали ключевые сцены, превратив сложную драму в «забойный боевик». Конфликт дошел до того, что композитор Александр Градский также со скандалом покинул проект, заявив, что ему не дали сделать качественный звук.
Так народный блокбастер стал личной трагедией автора, который вновь увидел свое детище искаженным.
Боевик по мотивам. Сериал «Операция „Неман“» (2023)
Третья попытка была самой осторожной. Создатели 5-серийного сериала с Александром Яценко в роли Алёхина сразу заявили: «Мы не делаем экранизацию. Мы снимаем киновариант по мотивам». Они не стали штурмовать крепость в лоб, а обошли ее.
Из романа взяли только персонажей и общую канву. Внутренние монологи убрали, добавили новые сюжетные линии (например, предателя в штабе в исполнении Сергея Маковецкого), а главного злодея Мищенко (Алексей Кравченко) сделали одним из центральных героев. В итоге получился стандартный, но крепкий военный боевик, который критики вежливо назвали «кинофанфиком». Он не претендовал на глубину романа и потому избежал прямого сравнения и авторского гнева (Богомолов ушел из жизни в 2003 году). Это был безопасный, но не прорывной путь.
Четвертый штурм. Что ждать от «Августа»?
И вот, на сцену выходит «Август». Проект-долгострой, который разрабатывался с 2018 года. Создатели — Константин Эрнст и Анатолий Максимов — люди, которые не делают проходных вещей. Каст — тяжелая артиллерия: Безруков в роли Алёхина, Кологривый — Таманцева, Табаков — Блинова.
Что это будет? Попытка дословно перенести на экран сложнейшую структуру романа, рискуя наскучить зрителю? Или, как и «Неман», вольная фантазия по мотивам? Судя по всему, создатели метят высоко. Никита Кологривый в одном из интервью заявил: «Мы увидели, что там остается много нераскрытого». Это звучит как заявка на глубокое прочтение.
Но именно это и есть главный риск. Любая попытка докопаться до сути романа Богомолова — это вызов его тени. Сможет ли Безруков передать сложнейший внутренний мир Алёхина? Сможет ли Кологривый воплотить «качание маятника» так, чтобы это не выглядело пародией на Галкина? И главное — найдет ли фильм баланс между документальной точностью, психологической глубиной и зрительским экшеном?
В этот четверг мы получим ответы. «Август» — это не просто премьера. Это финал многолетней битвы кинематографа с одним из величайших военных романов XX века. И шансы на то, что литературный шедевр вновь выйдет из нее победителем, все еще очень высоки.