Эмиритон | Emiriton - Парадокс Пугачевой: Иск на 1,5 млрд, "проект Киркоров" и миф о "предательстве" Родины
HeaderBanner 1

Парадокс Пугачевой: Иск на 1,5 млрд, "проект Киркоров" и миф о "предательстве" Родины

Тишина, которую Алла Пугачева держала почти три года после отъезда из России, была нарушена. И этот звук оказался оглушительным. Ее трехчасовое интервью журналистке Катерине Гордеевой* стало не просто откровением, а настоящим информационным землетрясением, афтершоки от которого сотрясают общество до сих пор. Реакция последовала незамедлительно: от восторженных комментариев поклонников до требований лишить звания Народной артистки и, как апогей, — иска на 1,5 миллиарда рублей.

HeaderBanner 1

 

Но за дымом скандала и громом обвинений скрываются более глубокие и важные вопросы. Была ли Пугачева действительно "самородком", который всего добился сам? И так ли ужасна была советская система "угнетения", на которую она жалуется, по сравнению с реальностью западного шоу-бизнеса? 'Emiriton' разбирается в мифах и реальности, которые окружают главную звезду советской и российской эстрады.

Триггером для иска и волны возмущения стали несколько ключевых, предельно откровенных тезисов. Главными "красными чертами", вызвавшими наиболее острую реакцию, стали фраза "Родина меня предала", характеристика текущей атмосферы в России как "времени пираний" и, конечно, теплые воспоминания о первом президенте самопровозглашенной Ичкерии*** Джохаре Дудаеве, которого она назвала "приличным, порядочным, красивым человеком". Именно эти слова стали основанием для обращений в Генпрокуратуру на предмет проверки высказываний на оправдание терроризма.


Но, пожалуй, самый сильный резонанс в медийном поле вызвало заявление Пугачевой о ее браке с Филиппом Киркоровым. На вопрос о своих мужьях, она, по сути, вычеркнула его из своей жизни, назвав их 11-летний союз "проектом" и хорошо продуманной акцией, на которую ее уговорила умирающая мать Киркорова.

Эта формулировка была воспринята многими как холодная и почти бухгалтерская, что вызвало волну негодования. Громче всех высказался продюсер Иосиф Пригожин. "То есть мы все были дурачки?! Мы-то верили в то, что у них была любовь", — эмоционально отреагировал он. Его слова отразили шок всей индустрии. Ведь этот брак был не просто "романом". Он был скреплен церковным венчанием — таинством, которое для многих верующих людей является священным. На протяжении десяти лет вся страна, затаив дыхание, наблюдала за историей любви молодого артиста и живой легенды.

Особую остроту этому заявлению, по мнению многих комментаторов, придает многолетняя и публично демонстрируемая преданность самого Киркорова. Даже после тяжелого развода и отъезда Пугачевой из России, он ни разу не сказал о ней худого слова, продолжая называть ее своей "музой" и "учителем". В глазах публики получилось, что одним словом была поставлена под сомнение не только искренность его чувств, но и сама вера миллионов людей в их историю.

HeaderBanner 2

В интервью Пугачева неоднократно подчеркивала свою самостоятельность: «В чем я предатель? <...> Страна не кормила меня с ложечки». Этот тезис о полной независимости, однако, вызывает вопросы у тех, кто хорошо знает историю советской эстрады. Многие критики и биографы сходятся во мнении, что именно период сотрудничества (и брака) с режиссером Александром Стефановичем (1977-1981) стал для Пугачевой "золотым веком". Именно он, по сути, "вылепил" ее образ "женщины, которая поет". Именно при его содействии, как принято считать, она получила доступ к лучшим ресурсам, которые только могла предложить страна: запись иконического альбома "Зеркало души" на тон-студии "Мосфильма" и его последующий выпуск на пластинках всесоюзной фирмой "Мелодия" (история, которую позже подробно показал сам Стефанович в своем сериале "Кураж"), работа с Государственным симфоническим оркестром кинематографии и песни от лучших поэтов-песенников.

Одним из ярких примеров "ущемления свободы" в СССР Пугачева назвала историю, как ее не отпустили сотрудничать с Бьорном Ульвеусом и Бенни Андерссоном — легендарными основателями и композиторами группы ABBA. По ее словам, это было решение "сверху", которое помешало ей принять участие в их новом грандиозном проекте — мюзикле "Шахматы" ("Chess"). Эта история подается как акт произвола и цензуры.

Но давайте на секунду представим, что было бы, если бы молодая Пугачева в те годы попала не под опеку "Москонцерта", а в жернова западной музыкальной индустрии. История The Beatles — лучшее тому доказательство. Из-за юридически невыгодного контракта, подписанного на заре карьеры, Леннон и Маккартни потеряли права на собственные песни. Десятилетиями каталог их величайших хитов принадлежал другим компаниям и даже Майклу Джексону. И только сейчас, спустя более чем пятьдесят лет, сэр Пол Маккартни, один из богатейших музыкантов мира, через сложнейшие судебные процессы, едва ли не поштучно возвращает себе права на свое же наследие, и то — только на территории США.

И самый главный парадокс заключается в том, что Алла Пугачева, в отличие от Пола Маккартни, до сих пор получает стабильные авторские отчисления за свои главные хиты, созданные именно в советское время. Система, которую она описывает как "клетку", оказалась на удивление щедрой, закрепив за ней права, позволяющие получать доход десятилетиями. Тот факт, что одним из первых требований общественников после ее интервью стало обращение в РАО с целью заблокировать эти самые выплаты, лишь подчеркивает всю иронию ситуации: "неблагодарная" Родина, оказывается, все это время исправно платила по счетам.

Скандальное интервью Аллы Пугачевой — это больше, чем просто откровенный разговор. Это — водораздел. Заявление о "предательстве" Родины, по мнению многих, звучит особенно драматично, когда исходит от артиста, которому, как считают историки эстрады, эта самая Родина когда-то предоставила все рычаги для построения великой карьеры. А еще более горько, судя по реакции в сети, оно звучит для тех, кто годами дарил ей свою преданность и любовь, а в ответ услышали формулировку, которую можно было истолковать как "все это было лишь проектом". Сегодня каждое слово, сказанное даже самой большой звездой, взвешивается на весах новой реальности. И "момент истины" наступает не только для страны, но и для тех, кто когда-то был ее голосом.

 

*Катерина Гордеева признана Минюстом РФ иностранным агентом.
**Максим Галкин признан Минюстом РФ иностранным агентом.
***Чеченская Республика Ичкерия (ЧРИ) — запрещенная в России террористическая организация.