Эмиритон | Emiriton - Народный блокбастер, проклятый автором: почему Богомолов ненавидел культовый фильм «В августе 44-го…»
HeaderBanner 2

Народный блокбастер, проклятый автором: почему Богомолов ненавидел культовый фильм «В августе 44-го…»

Для миллионов зрителей фильм Михаила Пташука «В августе 44-го…» — это безусловная классика нового российского кино. Идеальный кастинг: рефлексирующий Алёхин — Евгений Миронов, человек-скала Таманцев — Владислав Галкин, юный стажер Блинов — Юрий Колокольников. Рекордные рейтинги на ТВ, народная любовь и цитаты, ушедшие в народ. Казалось бы, вот она — идеальная экранизация, которой роман ждал 25 лет.

HeaderBanner 1

Но у этой истории есть и другая, темная сторона. Автор романа, Владимир Богомолов, не просто раскритиковал фильм — он публично от него отрекся, назвав его примитивным и бессмысленным. Это уникальный случай, когда произведение, ставшее народным хитом, было проклято собственным создателем.

Четверть века спустя. Новая надежда

После катастрофы с фильмом Жалакявичюса к роману боялись подступиться 25 лет. В конце 90-х за дело взялся белорусский режиссер Михаил Пташук на базе «Беларусьфильма». Подход был максимально уважительным. Богомолов был привлечен к работе над сценарием. Кастинг казался безупречным. Владислав Галкин, казалось, был рожден для роли Таманцева — его «Скорохват» стал эталоном мужественности и профессионализма для целого поколения.

Фильм вышел в 2000 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Премьерный показ на НТВ собрал рекордную долю аудитории — 39% в Москве. Картина идеально попала в запрос общества на новых героев — умных, сильных, настоящих патриотов.

Вердикт автора: «Примитивный боевичок»

И в этот момент оглушительного успеха прозвучал голос самого Богомолова. Он опубликовал открытое письмо, в котором не оставил от картины камня на камне и потребовал убрать свое имя из титров. Его претензии были убийственны.

HeaderBanner 1

  • Потеря психологии: По мнению автора, из фильма исчезло главное — мыслительный процесс героев. «Персонажи лишились психологических характеристик, ушёл мыслительный процесс», — писал он. Сложные внутренние монологи, составлявшие душу романа, были заменены действием.

  • Искажение сюжета: Богомолов утверждал, что продюсеры в погоне за экономией и динамикой «вырезали провальные, непригодные кадры и целые эпизоды». В итоге, по его словам, «появились порой абсурдные нестыковки и несуразности».

  • Провал ключевых сцен: Сцены в Ставке, разговор генералов — все, что показывало масштаб и сложность операции, по мнению Богомолова, было провалено. В итоге фильм превратился в «изображение частного случая», потеряв смысловой стержень.

Финальный вердикт был таков: «картина оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа».


Бунт композитора. Скандал с Александром Градским

Оказалось, Богомолов был не единственным, кто был недоволен производственным процессом. Композитор Александр Градский, написавший музыку к фильму, также со скандалом покинул проект.

Он публично обвинил продюсеров и режиссера в непрофессионализме и нежелании делать качественный звук. «Я знаю, как сделать, чтобы наш фильм звучал ТАК ЖЕ [как американский], а мне говорят, что это совершенно невозможно…» — возмущался Градский. В итоге он заявил, что продюсеры сами перемонтировали музыку, испортив его замысел. Этот конфликт добавил еще один штрих к портрету очень непростого производственного процесса.

Два фильма в одном

«В августе 44-го…» так и остался в истории произведением с двойным дном. Для миллионов зрителей — это захватывающий, прекрасно снятый и гениально сыгранный военный детектив, одна из лучших картин своего времени. Для автора и литературных ценителей — это пример того, как сложнейшее произведение упростили до уровня боевика, выхолостив из него всю глубину.

Проклятие романа не уничтожило этот фильм физически, как предыдущий. Оно раскололо его надвое, создав вечный спор между теми, кто смотрит кино сердцем, и теми, кто сверяет его с книгой. И в этом споре, кажется, никогда не будет победителя.