Когда 20 сентября 2025 года в Москве зазвучат позывные возрожденного конкурса «Интервидение», для одних это будет лишь яркое музыкальное шоу, для других — ностальгический привет из эпохи холодной войны. Однако в реальности это событие выходит далеко за рамки и того, и другого. Перезапуск «Интервидения» — проекта, рожденного как социалистическая альтернатива «Евровидению», — в XXI веке является не просто актом культурной реанимации. Это тщательно срежиссированное политическое и культурное заявление, отражающее тектонические сдвиги в глобальном ландшафте.
После отстранения от участия в «Евровидении» в 2022 году, Россия лишилась одной из самых заметных площадок для своего культурного присутствия в Европе. В этом контексте возрождение «Интервидения» — это не столько попытка заполнить образовавшийся вакуум, сколько амбициозный проект по созданию собственного центра культурного притяжения. Это попытка доказать, что музыка может звучать и объединять без оглядки на западные институты, и что у России есть своя, альтернативная мелодия для многополярного мира. Но что стоит за этим фасадом дружбы народов и праздника музыки? Является ли «Интервидение» мостом между культурами или новым фронтом в культурной войне?
Глава 1: Призрак холодной войны. Исторический контекст как ключ к пониманию
Чтобы понять смысл «Интервидения»-2025, необходимо вернуться к его истокам. Оригинальный конкурс, существовавший в 1960-х и 1970-х годах, был продуктом своего времени — эпохи биполярного мира. Организованный Международной организацией радиовещания и телевидения (OIRT), он объединял преимущественно страны социалистического блока и демонстрировал культурную солидарность стран Варшавского договора. Это был ответ «Евровидению», которое воспринималось как витрина западного образа жизни.
Хотя то «Интервидение» никогда не могло сравниться с «Евровидением» по популярности и размаху, оно выполняло важную идеологическую функцию. Победы на сцене польского Сопота, где конкурс проходил в свой самый известный период (1977–1980), были предметом национальной гордости. Однако с ростом кризисных явлений в соцлагере и введением военного положения в Польше конкурс прекратил свое существование.
Символично, что к идее возрождения конкурса в России возвращались несколько раз, и каждый раз это было связано с ценностными разногласиями с Западом. Например, в 2014 году, после победы на «Евровидении» австрийской дрэг-квин Кончиты Вурст, российские официальные лица заговорили о возобновлении «Интервидения» как «альтернативы бородатому Евровидению», хотя тогда дело не дошло до реализации. Нынешний перезапуск, инициированный указом президента Владимира Путина, стал самым масштабным и концептуально проработанным, что говорит о его особой важности для Кремля в текущей ситуации.
Глава 2: Геополитика под софитами. «Интервидение» как инструмент «мягкой силы»
Организаторы «Интервидения» неоднократно подчеркивали, что конкурс лишен политической подоплеки и его главная цель — культурный обмен. Однако состав участников, риторика официальных лиц и сам контекст проведения мероприятия говорят об обратном. Возрождение конкурса — это классический пример использования «мягкой силы», концепции, которую российские власти активно применяют во внешней политике.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос о конкурсе, прямо заявил, что «Интервидение» можно считать «мягкой силой» в том смысле, что оно дает возможность другим странам узнать о России, ее народе и культуре, преодолевая барьеры, возводимые Западом. Это не столько про навязывание своей воли, сколько про создание привлекательного образа и формирование лояльности.
Создание альтернативного культурного блока:
Ключевая политическая задача «Интервидения» — позиционировать Москву как культурного лидера альтернативного блока государств. География конкурса показательна: в нем участвуют в основном страны БРИКС, ШОС, СНГ, Латинской Америки и Африки. Это те самые государства, которые составляют основу российского видения многополярного мира. Проводя столь масштабное мероприятие, Россия демонстрирует этим странам, что международное сотрудничество и яркие культурные события возможны и за пределами западных площадок.
Ответ на изоляцию:
После 2022 года Россия столкнулась с беспрецедентным культурным бойкотом со стороны Запада. Отмена концертов, выставок, отстранение от спортивных и культурных соревнований, включая «Евровидение», должны были продемонстрировать полную изоляцию страны. «Интервидение», собравшее в Москве представителей 23 государств, призвано послать миру противоположный сигнал: никакой изоляции нет. Напротив, Россия открыта к диалогу и способна организовывать глобальные проекты, объединяющие страны, в которых проживает более половины населения Земли.
Глава 3: Битва за ценности. Идеологическое противостояние «Евровидению»
Если политический аспект «Интервидения» завуалирован дипломатической риторикой, то его идеологическая направленность декларируется открыто. Конкурс позиционируется как прямая противоположность современному «Евровидению», которое, по мнению российских организаторов и официальных лиц, превратилось из музыкального состязания в инструмент продвижения определенной ценностной повестки и политического давления.
Продвижение «традиционных ценностей»:
«Интервидение» делает ставку на «традиционные, общечеловеческие и семейные ценности». Президент Владимир Путин прямо заявил, что цель проекта — «продвижение общечеловеческих, культурных и духовных ценностей», которые, по его словам, «уходят на какой-то второй план с международной повестки». Эта риторика находит отклик во многих консервативных обществах стран-участниц, где также наблюдается неприятие некоторых аспектов современной западной культуры. Сергей Лавров, критикуя Запад, отметил: «Мы рады, что исполнители на „Интервидении“ будут представлять свои страны так, как их воспитали родители и как создал их Бог».
«Деполитизация» как политический ход:
Заявляя о создании «аполитичной» площадки, свободной от «пошлости» и «извращений», организаторы «Интервидения» на самом деле ведут тонкую политическую игру. Они апеллируют к тем зрителям и странам, которые устали от того, что «Евровидение» все чаще становится ареной для политических заявлений и социальных перформансов. По словам генерального директора Первого канала Константина Эрнста, ключевое отличие «Интервидения» — это отказ от политизации и продвижения конкретной ценностной повестки, где во главу угла ставится исключительно творчество. Таким образом, «деполитизация» сама становится идеологическим маркером, противопоставляющим «чистое искусство» «Интервидения» «идеологизированному» шоу «Евровидения».
Культурный суверенитет:
В основе этой идеологической платформы лежит идея культурного суверенитета. Конкурс поощряет исполнение песен на национальных языках, а в музыке приветствуются этнические и фольклорные мотивы, отражающие самобытность каждой страны. Это контрастирует с «Евровидением», где доминирует англоязычная поп-музыка. Тем самым «Интервидение» предлагает платформу, где культурное разнообразие не унифицируется под глобалистскими стандартами, а, наоборот, подчеркивается и ценится.
Глава 4: Вызовы и перспективы. Сможет ли «Интервидение» стать глобальным феноменом?
Несмотря на амбициозные цели и мощную государственную поддержку, перед возрожденным «Интервидением» стоит ряд серьезных вызовов, которые определят его будущее.
-
Конкуренция с брендом «Евровидения»: «Евровидение» — это не просто конкурс, это глобальный бренд с 70-летней историей, огромной аудиторией и отлаженной машиной производства. Создать сопоставимый по популярности и влиянию продукт с нуля — чрезвычайно сложная задача. Критики уже называют проект «возвращением в совок», апеллируя к его вторичности и ностальгии по временам холодной войны.
-
Привлечение звезд и качество контента: Успех любого музыкального конкурса зависит от его участников. Пока неясно, сможет ли «Интервидение» привлекать по-настоящему популярных артистов мирового уровня или же оно останется площадкой для малоизвестных исполнителей из «дружественных стран». Качество песен и зрелищность шоу будут иметь решающее значение для удержания внимания аудитории.
-
Восприятие в мире: За пределами пула стран-участниц «Интервидение» с большой вероятностью будет воспринято как геополитический проект Кремля. Западные СМИ уже описывают его как «современный геополитический маневр», а не как чисто культурное событие. Это может ограничить его потенциал для глобального расширения.
Тем не менее, у проекта есть и сильные стороны. Он предлагает четкую и понятную альтернативную повестку, которая может оказаться привлекательной для значительной части мира. Финансовая поддержка со стороны российского государства и крупных спонсоров обеспечивает высокий уровень организации. А ориентация на огромные рынки стран БРИКС (Китай, Индия, Бразилия) открывает доступ к аудитории, превышающей европейскую.
Заключение: Мелодия многополярного мира
Возрождение «Интервидения» в 2025 году — это событие, которое выходит далеко за рамки музыкальной индустрии. Это зеркало, отражающее рождение нового, более фрагментированного и конкурентного мирового порядка, где борьба за влияние ведется не только на полях сражений и в залах заседаний, но и на концертных сценах.
Конкурс является ярким проявлением стремления России и ее партнеров построить альтернативные институты — политические, экономические и, как мы видим, культурные, — свободные от западного доминирования. Он символизирует отказ от универсалистской модели культуры и утверждение права на собственную идентичность и ценности.
Станет ли «Интервидение» долгосрочным и успешным проектом, способным конкурировать с «Евровидением», или же его ждет судьба многих политически мотивированных инициатив, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что это больше чем музыка. Это одна из первых попыток написать саундтрек для формирующегося многополярного мира. И эта мелодия будет звучать все громче.