В сложном гобелене мировой поп-культуры XX века немногие события столь ярко отражали геополитическое разделение мира, как песенные конкурсы. В то время как «Евровидение» с 1956 года сияло огнями и блеском, объединяя послевоенную Западную Европу под флагом музыки, по другую сторону «железного занавеса» рождалась своя легенда. Эта история началась на балтийском побережье Польши, в курортном городе Сопот, и, пройдя через десятилетия политических бурь и культурных триумфов, готовится к новому рождению в Москве. Это история «Интервидения» — главного музыкального конкурса Евразии, который был и остается не просто состязанием артистов, но и барометром эпохи, отражающим надежды, амбиции и противоречия целых народов.
Глава 1: Рождение легенды у Балтийского моря: Фестиваль в Сопоте
История «Интервидения» неразрывно связана с Международным фестивалем песни в Сопоте (Międzynarodowy Festiwal Piosenki w Sopocie), который впервые состоялся в 1961 году. Инициатором его создания стал выдающийся польский композитор и пианист Владислав Шпильман, известный всему миру по автобиографической книге и фильму «Пианист». Работая на Польском радио, Шпильман мечтал создать площадку, которая могла бы конкурировать с западными музыкальными форумами и стать мостом между культурами.
Первые три фестиваля проходили в зале Гданьской судоверфи, а с 1964 года конкурс переехал в свою постоянную резиденцию — знаменитый амфитеатр под открытым небом «Лесная опера» в Сопоте. С самого начала Сопотский фестиваль отличался от многих других конкурсов социалистического блока. В отличие от идеологически выверенных мероприятий, он был открыт для исполнителей не только из стран Варшавского договора, но и со всего мира. На его сцену выходили артисты из США, Канады, Греции, Швейцарии, Кубы, Нигерии и многих других стран, что делало его уникальным местом встречи Востока и Запада в разгар холодной войны.
Главным призом на протяжении большей части истории фестиваля был «Янтарный соловей». Формула конкурса часто менялась, предлагая участникам различные состязания, например, конкурс на лучшее исполнение польской песни или «Гран-при де диск» для фирм грамзаписи. Это придавало фестивалю динамизм и непредсказуемость.
Для Советского Союза Сопот стал настоящим прорывом. В 1963 году Тамара Миансарова с песней «Пусть всегда будет солнце» («Солнечный круг») разделила первую премию с французской певицей. В последующие годы лауреатами и гостями фестиваля становились главные звезды советской эстрады: Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Лев Лещенко, София Ротару. Победа на Сопотском фестивале была знаком высочайшего международного признания.
Глава 2: Новая эра: Трансформация в «Интервидение»
К середине 1970-х годов политический климат в мире менялся. В ответ на растущую популярность «Евровидения», которое в странах Восточного блока воспринималось как инструмент западного культурного влияния, возникла идея создать собственный, социалистический аналог. Идеальной площадкой для этого стал уже раскрученный и авторитетный фестиваль в Сопоте.
В 1977 году Международная организация радиовещания и телевидения (OIRT), объединявшая вещателей стран соцлагеря и Финляндии, официально переименовала конкурс в Сопоте в Конкурс песни «Интервидение». Название было взято от одноименной сети обмена теле- и радиопрограммами, созданной в 1960 году. Так начался самый известный, хоть и недолгий, период в истории конкурса — «золотая эра» «Интервидения».
Конкурс проходил под эгидой OIRT с 1977 по 1980 год. Этот период характеризуется усилением политического подтекста. «Интервидение» должно было продемонстрировать культурное единство и мощь социалистического мира. Несмотря на это, география участников оставалась широкой, включая и капиталистические страны. Например, Финляндия, будучи членом и OIRT, и Европейского вещательного союза (EBU), регулярно отправляла своих артистов на оба конкурса.
Правила и голосование
В отличие от «Евровидения», где система голосования постоянно эволюционировала, «Интервидение» в Сопоте сохранило в своей основе вердикт профессионального жюри. Широко распространенная легенда о том, что победителя определяли по скачкам потребления электроэнергии (зрители якобы включали свет в квартирах в знак одобрения), является мифом. Голосование проводилось международным жюри, состоявшим из музыкальных экспертов, представлявших каждую страну-участницу.
В рамках фестиваля часто проводилось несколько конкурсов одновременно. Например, в 1980 году было два основных состязания: одно для артистов, представляющих телекомпании, и другое — для представителей фирм грамзаписи. Это позволяло оценивать как художественную ценность самой песни, так и мастерство ее интерпретации.
Глава 3: Золотые годы и триумф Аллы Пугачевой (1977-1980)
Период с 1977 по 1980 год стал пиком популярности и влияния «Интервидения». В Сопот съезжались не только лучшие исполнители из стран социалистического лагеря, но и мировые звезды в качестве гостей. На сцене «Лесной оперы» выступали Boney M, Глория Гейнор, Демис Руссос. Выступление Boney M в 1979 году стало легендарным: из телетрансляции была вырезана песня «Rasputin» из-за ее неоднозначного содержания в контексте отношений с СССР.
Для Советского Союза эти годы были особенно успешными. В 1978 году триумфатором «Интервидения» стала Алла Пугачева. Она исполнила балладу «Всё могут короли» и, несмотря на технические неполадки с микрофоном в начале выступления, покорила жюри и публику своим артистизмом и мощным вокалом, завоевав Гран-при конкурса. Эта победа окончательно закрепила за ней статус суперзвезды не только всесоюзного, но и международного масштаба.
В 1980 году успех советской эстрады повторил Николай Гнатюк с песней «Танец на барабане». Последней победительницей «классического» «Интервидения» стала представительница Финляндии Марион Рунг с песней «Hyvästi yö» («Прощай, ночь»).
Предвестники заката
Однако к 1980 году над Польшей сгущались тучи. В Гданьске, всего в нескольких километрах от Сопота, набирало силу независимое профсоюзное движение «Солидарность» под руководством Леха Валенсы. Нарастающий политический и экономический кризис в стране делал проведение пышного международного фестиваля все более проблематичным. Конкурс 1980 года прошел в напряженной обстановке, на фоне забастовок и протестов, что не могло не отразиться на его атмосфере.
Глава 4: Забвение и робкие попытки возрождения
В декабре 1981 года польское правительство ввело в стране военное положение для подавления оппозиционного движения. Проведение массовых мероприятий, тем более международного масштаба, стало невозможным. Фестиваль в Сопоте, а вместе с ним и «Интервидение», был отменен. Когда в 1984 году Сопотский фестиваль возобновился, он уже не носил имя «Интервидения» и утратил свой прежний политический статус. Эпоха социалистического аналога «Евровидения» подошла к концу.
После распада СССР и социалистического блока история «Интервидения» прервалась на долгие годы. Однако идея конкурса не была забыта.
Сочи 2008: «Пять звезд. Интервидение»
Первая серьезная попытка возродить конкурс была предпринята в 2008 году в Сочи. Мероприятие под названием «Пять звезд. Интервидение» собрало исполнителей из 11 стран бывшего СССР и Шанхайской организации сотрудничества. Конкурс был ориентирован на открытие новых имен, и его победительницей стала певица из Таджикистана Тахмина Ниязова. Несмотря на определенный успех, развитие эта инициатива не получила, и о «Интервидении» снова забыли на полтора десятилетия.
Глава 5: Возвращение на большую сцену: Московская инициатива 2025
Новый виток в истории «Интервидения» начался после 2022 года. После исключения России из Европейского вещательного союза и, соответственно, из «Евровидения» на фоне вторжения в Украину, в стране вновь заговорили о создании альтернативной международной музыкальной площадки.
В феврале 2025 года президент России Владимир Путин подписал указ о проведении Международного музыкального конкурса «Интервидение» в Москве. Эта инициатива была представлена как шаг по «развитию международного культурного и гуманитарного сотрудничества».
Новая идеология и цели
Возрожденное «Интервидение» позиционируется не просто как музыкальный конкурс, а как культурный противовес современному «Евровидению», которое, по мнению российских официальных лиц, стало излишне политизированным и пропагандирующим «нетрадиционные ценности». Новой ценностной основой конкурса заявлены «традиционные, общечеловеческие и семейные ценности», уважение к национальной идентичности и укрепление межнациональных связей. Российские официальные лица подчеркивают, что конкурс будет аполитичным и свободным от «пошлости» и «извращений».
Критики, в свою очередь, рассматривают перезапуск «Интервидения» как инструмент «мягкой силы» Кремля, попытку создать культурный блок из «дружественных стран» и продемонстрировать, что Россия не находится в международной изоляции. Украина осудила проект, назвав его «инструментом враждебной пропаганды».
Формат и участники
Финал нового «Интервидения» запланирован на 20 сентября 2025 года и пройдет в подмосковном концертном зале «Live Арена». Организаторами выступают Первый канал и Фонд «Традиции искусства» при поддержке Правительства и МИД России.
Правила конкурса существенно отличаются как от исторического «Интервидения», так и от «Евровидения»:
-
Состав участников: К участию приглашены в первую очередь страны БРИКС, СНГ, ШОС, а также государства Латинской Америки, Азии и Африки. По состоянию на август 2025 года, свое участие подтвердили около 23 стран, включая Китай, Индию, Бразилию, ЮАР, Беларусь, Казахстан, Кубу, Сербию, Саудовскую Аравию и даже США (в лице частной исполнительницы).
-
Песни: Композиции должны быть в жанре поп-музыки с возможным использованием этнических и фольклорных элементов. Длительность — от 2 до 3 минут. Исполнение возможно на любом языке мира, при этом поощряется пение на национальных языках.
-
Голосование: Победителя будет определять исключительно профессиональное международное жюри, по одному представителю от каждой страны-участницы. Зрительское голосование не предусмотрено.
-
Отсутствие взносов: Участие в конкурсе для стран является бесплатным.
Россию на конкурсе представит певец SHAMAN (Ярослав Дронов), известный своим патриотическим репертуаром.
Заключение: Новая мелодия для нового мира?
История «Интервидения» — это история о том, как музыка и политика переплетаются в единое целое. Родившись в Сопоте как символ культурной оттепели и площадка для диалога, конкурс прошел через идеологическую конфронтацию холодной войны, десятилетия забвения и теперь возрождается в совершенно новом геополитическом контексте.
Из «окна в Европу» для стран Восточного блока он трансформируется в сцену для Глобального Юга и тех, кто разделяет взгляды Москвы на мировое культурное устройство. Сможет ли обновленное «Интервидение» стать реальной альтернативой «Евровидению» и завоевать сердца миллиардов зрителей, или же останется нишевым политическим проектом, покажет время. Но одно можно сказать с уверенностью: саундтрек меняющегося мира продолжает писаться, и у него снова появился евразийский мотив.